Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

© 2008-2024
вход
Главная |  О проекте |  Фотографии |  География |  Хронология |  Поиск |  Обратная связь |  Форумы |  ЖЖ |  Новости
 
Вся география
Российская Федерация
 Ленинградская область
  Лодейнопольский район
   Лодейное поле
Быстрый поиск:
   
Авторские публикации
   
Комментарий
 
Изображение большого размера (откроется в отдельном окне)см. полноразмерный снимок
Остатки доков Императора Петра I в г. Лодейное Поле. / [Остатки эллинга на месте Олонецкой верфи.]
1909 год
С. М. Прокудин-Горский.

Комментарий к снимку:

ОЛОНЕЦКАЯ (Лодейнопольская) ВЕРФЬ

Подготавливая поход под Нотебург, Петр указом от 22 (31) января 1702 г. повелел стольнику Татищеву построить на Ладожское озеро 6 военных кораблей и для того осмотреть местности по рекам Сясь и Паша.
В феврале Татищев донес, что ездил на указанные реки, а также на р. Свирь.
Осенью 1702 г. было выбрано место для верфи в Пиркинском погосте на берегу р. Свири близ дер. Мокришвицы.
В начале февраля 1703 г. на верфь прибыл комендант Иван Яковлевич Яковлев.
24 марта 1703 г. была открыта Олонецкая верфь, существовавшая около 130 лет.
В этот день по указу Государя и приказу губернатора А.Меньшикова заложены суда:
корабль "Штандарт", галиот-почт; буеры "Вельком", "Бир-Драгарс", "Вейн-Драгарс", "Зав Драгель", "Зов Драгель"; шмаки "Корн Шхерн", "Гут-Драгарс" ("Доброноситель").
22 июня 1703 г. был спущен почтовый галиот "Курьер"- первое судно построенное на Олонецкой верфи.
21 июля прибыл на верфь Петр I, в присутствии которого происходил спуск на воду построенных судов и закладка новых:
29 (27) июля заложена галера "Св. Петр";
1 августа спустили шмак "Корн Шхерн" и буеры "Гельд Сак" и "Зав Драгель";
6 (8) августа спустили буер (или галиот) "Соль";
15 августа, по возвращении Государя из Ал.-Свирского монастыря, спущены почт-галиот и шмак "Гут Драгарс", вооруженный одной пушкою, и, в честь приезда на верфь Меньшикова, шмак (или буер) "Вельком" ("Добрый Приезд"), оснащенный 8-ю пушками;
22 августа спущены буеры: "Зов Драгель", "Вейн Драгарс", "Бир Драгарс", вооруженный одной пушкою, и 54-х пушечный фрегат "Штандарт".
Одну шняву строил сам Государь, постоянно находившийся на работах.
8 сентября "корабли пошли отсель и г. Капитан."
С отбытием Государя кораблестроение на верфи приняло еще большие размеры. Строились фрегаты, буеры, шмаки, галиоты, бригантины, шнявы, флейты, галеры и др.
В постройке заложенных судов и закладке новых прошел конец 1703 и 1704 годы. В ноябре 1703 г. 18-ю корабельными мастерами строилось более 50-ти судов одновременно.
3 марта 1704 г. прибыл на верфь Государь, осмотрев ход работ, он 16-го выехал в Петербург. Уже без него спустили 21 мая галеру "Св. Петр".
21 июля снова приехал Государь. Опять последовала закладка и спуск судов:
27 июля спустили фрегат "Шлиссельбург", 6 августа- "Петербург", "Кроншлот" и "Триумф"; 24 сентября корабль "Де Фам" и шняву "Мункер".
2 октября Государь отбыл в Петербург. Постройка судов продолжалась.
С 1705 г. деятельность верфи стала сокращаться, в августе до 600 плотников, кузнецов, столяров, токарей и иных мастеров перешло на Петровские заводы.
В 1710 и 1711 г.г. было спущено по одному судну, после не указано ни одного судна.
В начале 1710-х годов директором Олонецких заводов и Олонецким комендантом становится Виллим Геннин с совершенно другой задачей- улучшить горное производство.
В 1785 г. учрежден уездный город Лодейное Поле при Олонецкой казенной верфи.
Постройка судов на верфи прекращалась и возобновлялась несколько раз, смотря по нуждам морского ведомства.
Последний раз Лодейнопольская верфь оставалась без действия и без начальства с начала 1800-х до 1816 года, когда морское министерство обратилось к постройки маломерных военных судов. По малой осадке небольшие суда могли строиться в Лодейном Поле, где к этому и лес обходился дешевле.
Кроме того министерство обратилось к снаряжению ученых, морских, кругосветных экспедиций и некоторые суда, построенные на Лодейнопольской верфи с 1816 года послужили для плавания ученых экспедиций к южному и северному полюсам или, как было сказано: "для мирных и благонамеренных открытий на восток", под начальством капитанов Белинсгаузена и Васильева, причем фраза эта дала назание самим судам: "Мирный", "Благонамеренный", "Открытие" и "Восток".
Окончательно Лодейнопольское адмиралтейство было закрыто в 1830 году.


источники:
Н.Устрялова "История царствования Петра.", т.4 ч.1
Путешествие Александра I в 1819 году по Олонецкой губ.
Памятная книжка Олонецкой губ. за 1857 г.
В.Мегорский "Лодейнопольская верфь в царствование Петра Великого."
(Олон. губ. ведомости за 1905 г. № 90-94)
Фотографии
география
карта фотографий
альбомы
фото-сравнения
реставрация
почтовые открытки
иллюстрации
тематические метки
идентификация
список Хантингтона
список 416
Прокудин-Горский
хронология жизни
штрихи к портрету
библиография
ссылки
Присоединяйтесь!

БЛАГОДАРНОСТИ
Из фото-коллекции



Ж.д. путь у [села Кяппесельга].
Из хронологии
1911, июль:
Поездка в Кострому.
Обновления и блог
Лента новостей RSS

Живой Журнал

Рассылка 'Прокудин-Горский. Фотографии. История. Наследие.'
 
2008-2024 © «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с указанием источника.

Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL